Встреча всеволожских депутатов с губернатором Ленобласти была омрачена обсуждением скандального 105-го закона, исполнение которого в городе уже давно слишком отчетливо отдает коррупционными схемами продажи земельных участков. Глава региона, выслушав истории о незаконных торгах участками для многодетных семей, не удержался и сказал правду: ситуация во Всеволожском районе уникальна ввиду особой привлекательности территории. В остальных районах реализация этого социально значимого закона идет в соответствии с планом.
Депутат Евгения Дмитриева на совещании с губернатором выступила с обращением по поводу саботирования 105-го, земельного, закона во Всеволожске: «Я заглянула к землеустроителям с вопросом, а идет ли нарезка земельных участков для реализации 105 закона. Земля уходит на торги. И землеустроитель сказал: да, часть уходит на торги, а что останется, пойдет на предоставление. Какая земля останется – мы не знаем. Можно ли обязать администрации в каком-то процентном соотношении распределять землю, например, 70% – на реализацию 105 закона и только 30% – на торги? Чтобы как-то двигался этот закон. У людей, которые сейчас стоят в общей очереди, практически нет надежды получить землю, потому что сначала идет реализация льготной очереди» (льготная очередь для многодетных семей – прим. ред.).
Губернатор, немного подумав, выдал полный расклад: «Сложный вопрос. Когда я был вице-губернатором, я был одним из разработчиков этого закона. Это было впервые в России. Сейчас, вы знаете, уже ряд субъектов федерации принял подобные законы. Мы предлагали установить конкретно процентное количество участков для него. Но областные депутатские комиссии не поддержали это. Мотивировали они тем, что мы нарушаем принципы 131 Федерального закона о праве распоряжения землей муниципальных районов. А потом слишком умные главы администраций делают так: 1-2 участка выделят по 105 закону, а остальное выводят по коммерции. По многодетным, в связи с принятием федерального закона, есть более жесткие условия. Вплоть до того, что мы приостанавливаем торги и регистрацию земельных участков. Но это только по многодетным, что касается всех остальных, к сожалению, ситуация плачевная. Мы попробуем еще раз убедить наших депутатов, здесь надо и с прокуратурой разговаривать. Но при наличии очереди многодетных не должны участки направляться на торги».
Советник главы МО Юлия Посудина поддержала Дмитриеву, но поправила ее, предложив ввести ограничение на выставление участков на торги на уровне района. В частности, она сказала: «Во Всеволожске все очень сложно, я постоянно в судах. У нас крайне сложно работает именно районная земельная комиссия. И почему-то, как только находится участок для многодетных, он тут же кем-то предлагается на торги. В результате мы через суды накладываем аресты на продажу таких участков. Районная земельная комиссия крайне долго все это рассматривает, и в результате начинается пробуксовка процесса. Мы отвоевываем эти участки вместе с семьями в судах – они просто не понимают, что происходит».
Александр Дрозденко, в свою очередь, подтвердил, что это компетенция района и только сам район может ограничить себя при реализации земли, при этом отметив исключительность ситуации Всеволожска: «Честно скажу, что такое только во Всеволожском районе творится. Потому что даже в Ломоносовском сейчас смогли утрясти этот вопрос. Мы навязать такой порядок не можем. Можем только рекомендовать, а прописать в законе не имеем права. А вот район вправе. Например, в Приозерском районе совсем закрыли вопрос по многодетным. Там просто собрались депутаты на районном уровне и прописали, что не менее 50% направляется на ликвидацию очереди для многодетных. Получается, что чем больше глава администрации хочет продать, тем больше он должен дать на очередь для многодетных».
Глава МО Татьяна Зебоде добавила в дискуссию немного конкретики с криминальной перчинкой: «Дело в том, что они дают участки, но эти участки вдруг оказываются в собственности. И суд это подтверждает». Губернатор по-отечески улыбнулся и привел свою неумолимую аналитику по региону: «Вы во Всеволожском районе вообще отличились ноу-хау по всей России, которое сейчас многие жулики в стране используют. Это так называемое свидетельство 92 года. И вы знаете, что были уголовные дела – я не буду называть фамилии, по цепочке их много пошло. Когда подбирается хороший участок, делается под него поддельные документы по желтому или розовому свидетельству: он был выделен Иванову. Этот Иванов неожиданно всплывает и говорит: вот у меня же 20 лет назад участочек оформили. И вдруг к нему все пропитываются таким уважением и вниманием, что быстренько на основании старых документов оформляют участок в собственность. Ситуация во Всеволожском районе исключительная – это же наша Рублевка, областная и городская».
Не лишним будет напомнить, что закон Ленинградской области № 105-ОЗ «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» или, как его сокращенно называют, «105-й областной закон» был принят Законодательным собранием Ленобласти 24 сентября 2008 года. Право на землю по нему получал практически любой гражданин, проживший на территории Ленинградской области более пяти лет. При этом напрочь отсутствовали приоритеты: кто из нуждающихся первым подсуетился, тот первым и получит. В итоге районные власти не делали ничего. В 2012 году областные парламентарии закон подкорректировали, резко сократив перечень соискателей. Теперь участки могут получить жители ЛО, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, молодые специалисты и многодетные семьи, причем многодетные – в первую очередь, что в сложившейся демографической ситуации абсолютно справедливо.