7 мая на встречу с депутатами городского совета во Всеволожск приехал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Как и ожидалось, первой темой, которую обсудил глава региона с местными законодателями, была муниципальная реформа, главным новшеством которой является «оптимизация» органов власти районов и городов путем объединения администраций. Губернатор убеждал «своих дорогих девушек» – так он ласково назвал депутатов – отказаться от «мэрии» города в обмен на первого зама главы района, которого посулил сделать подотчетным совету. Депутаты обещали подумать.
«У меня нет интересов ни в городе Всеволожске, ни во Всеволожском районе. Поэтому у меня нет заинтересованности в том, какая администрация круче, у кого горка выше», – начал свое выступление Александр Дрозденко. Сославшись на замеры общественного мнения, проведенные «независимыми институтами», он сразу обезоружил своих визави: «Мы проводили социологические исследования, причем независимые. Подтверждением этому служат нелицеприятные ответы, которые были получены по многим темам, но вот по поводу муниципальной реформы ответы были положительные». С редким красноречием он продолжил: «Опасения, что город потеряет самостоятельность, будет нанесен экономический ущерб, будет неким пасынком или падчерицей – это абсолютно не так. Ведь основа местного самоуправления – это депутаты, которые, выполняя волю большинства, своих избирателей, организовывают быт и управление территорией с тем, чтобы было больше пользы человеку». При этом Дрозденко, конечно, забыл упомянуть, что непосредственное «управление территорией», судя по положениям Конституции, осуществляется исполнительной властью, а не законодательной.
Читайте также:
Подробно описывая преимущества реформы, а заодно проявляя глубокие познания в политологии, он добавил: «И будет ли единая администрация или не будет, система местной власти не меняется. Когда вы сейчас делегируете двух человек в депутаты района, вы районной администрацией не управляете и на нее не влияете – рычагов влияния, кроме как через тех двух депутатов, нет. Если нанимается единая администрация, то первое – меняется сама форма избрания главы администрации. Он избирается комиссией в составе 25% представителей города, 25% представителей районных депутатов и 50% представителей высшего должностного лица субъекта РФ – губернатора. Т.е. уже у депутатов города появляется возможность влиять на избрание главы администрации». Интересная арифметика получается: вместо 100%-ной представительности по управлению городом горожане получают 25%-ную. Впрочем, по мнению большинства депутатов, как и их избирателей, главное все же не в процентах, а в эффективности управления со стороны муниципальной власти.
«Второе – глава районной администрации становится подотчетен главе депутатов города. Вот сегодня депутаты не имеют возможности позвать Драчева и заслушать у него отчет о результатах его работы. Потому что по текущей системе Драчев не исполняет бюджеты города и никакой ответственности за бюджет не несет. Если администрация будет едина, то Драчев будет подотчетен так же, как Гармаш», – продолжил убеждать Дрозденко. Затем он успокоил депутатов: «По большому счету, для системы местного самоуправления не меняется ничего. Будет два главы муниципальных образований – города и района». После этих слов присутствующие в зале заметно напряглись – получить сразу двух глав никому из них не представлялось, наверное, даже во сне. Однако, услышав, что «ваша контрольно-счетная палата независима и также спрашивает за исполнение бюджета», некоторые облегченно выдохнули – планирование бюджета все же останется за городским советом.
Под конец пламенной речи Александр Юрьевич провозгласил: «А теперь, дорогие мои девушки, хочу вам сказать: создается единая администрация, и дальше уже будет решаться, кто будет главой этой администрации». Те «девушки», которые действительно были таковыми, покраснели и застенчиво заулыбались, а остальные депутаты стали еще более внимательно слушать своего высокопоставленного гостя. Далее глава региона сформулировал всю «соль проблемы»: «Мне как губернатору не важно, кто возглавляет администрацию, а важно то, справляется она или нет. Когда я вижу дублирование функций, тогда я понимаю, что нам нет смысла содержать два исполнительных органа. Причем чем меньше издержек на содержание администрации, тем больше денег можно направить на иные цели». Действительно, с этими утверждениями не поспоришь.
В заключение губернатор рассказал об альтернативных решениях по реформе МСУ, заставившей изрядно пофантазировать городских депутатов: «Я понимаю, если бы решили объединить администрации Морозовки и Всеволожска, то я первый был бы против. Здесь же принцип доступности власти не нарушается. При этом городу не наносится никакого ущерба, наоборот, у депутатов города появляется возможность контролировать районную администрацию». А затем выложил главный козырь, против которого никто не смог возразить: «Кингисепцы так же боялись объединения, потому что думали, что будет меньше денег тратиться на город. В итоге город стал на 15% получать средств больше». Народные избранники задали несколько уточняющих вопросов и обещали подумать над предложением главы региона.
Напомним, что большинство депутатов городского совета Всеволожска изначально восприняли идею объединения администраций негативно.